КИАРОСТАМИ Аббас - КИАРОСТА́МИ Аббас (р. 1940), иранский кинорежиссер.
Получив высшее образование по специальности «графика и реклама» в Университете изящных искусств, Киаростами в 1960 пришел на телевидение, где занимался съемками рекламных роликов. В 1969 режиссер был приглашен на работу в Центр интеллектуального развития детей и подростков, где он снял короткометражный фильм «Хлеб и улица», с успехом демонстрировавшийся на Московском кинофестивале.
Центр интеллектуального развития детей и подростков, на основе которого в 1977 был создан Центр иранской национальной кинематографии, стал кузницей кадров для будущего иранского кино. Сюжеты картин Киаростами и его коллег по Центру разворачиваются в неприкрашенной, реальной обстановке бедного, хаотического быта простых иранцев. Лучшие фильмы Киаростами 1970-х гг. - «Костюм к свадьбе» и «Путешествие» (1974) вызвали к себе интерес и на западных киносмотрах.
После исламской революции 1979, прежнее коммерческое иранское кино с роскошной жизнью богачей и шикарными красотками кануло в небытие. А на авансцене оказались режиссеры новой генерации, среди которых Киаростами занял одно из центральных мест. Его фильмы отличает точность и современность киноязыка, творческая независимость от западных стандартов. Начиная со второй половины 1980-х гг., фильмы Киаростами неизменно привлекают к себе внимание на международных киносмотрах. Широкая известность к нему пришла с выходом кинокартины «Где дом друга?» (1987), завоевавшей в 1989 на кинофестивале в Локарно приз «Бронзовый леопард». Фильм «Домашняя работа» (1988) основан на рассказах учеников начальных классов о поведении родителей при выполнении детьми заданных в школе уроков.
Картина «И жизнь продолжается» (1992) воспела духовную стойкость и мужество людей, переживших кошмар разрушительного землетрясения. Фильм-притча «Под оливами» (1994) рассказывает о бездомном молодом рабочем. Землетрясение уравняло его с потерявшими кров односельчанами, дало возможность вновь просить руки любимой девушки. Этот фильм получил престижные награды на кинофестивалях в Бергамо, Вальядолиде, Риме, Сан-Паулу и Чикаго. Решением жюри юбилейного 50-го Каннского международного фестиваля (1997) «Золотой Пальмовой ветви» была удостоена лента Киаростами «Вкус вишни», где в рассказе о человеке, собирающемся покончить жизнь самоубийством, кинорежиссер обратился к анализу реального и нереального, вечного и преходящего.
В 2000 режиссер снял картину «Ветер нас унесет». В этом фильме человек с фотоаппаратом и мобильным телефоном приезжает в горную деревню с какой-то серьезной целью, но не в состоянии осуществить ее, так как не может проникнуть в чужую, подчиненную таинственным законам жизнь. Фильм «Билет на поезд» (2005), состоящий из небольших новелл, но выдержанный в единой стилистической манере - совместная работа трех режиссеров: итальянца Эрманно Олми, британца Кен Лоач и иранца Киаростами. Все события укладываются в несколько часов следования поезда из Центральной Европы в Рим, за которые герои фильма совершают положительные поступки, на которые, как им казалось, они не способны.
Фильмы Киаростами нередко трактуют как апологию исламского фундаментализма, но талант режиссера много выше плоских оценок.